РЕЛИГИЯ
БУДДИЗМ
БУДДИЗМ – одна из главных мировых религий, возникла в северной
Индии свыше 2500 лет назад. Основателем был Ситхарта Гаутама, впоследствии
названный Буддой, т.е. «полностью просвещенным». Первые сведения
о принятии буддизма бурятами связаны с именем туметского правителя
Алтан-хана. Альан-хан принял ламаизм в 1576 г., а в его подданстве
были некоторые бурятские племена. Известно, что наиболее активно
буддизм стал распространятся в местах кочевий бурят с начала 18
века, когда в бурятские земли явились 150 лам с проповедью буддизма.
В 1727 г. Хоринский тайша Шодо Бальтироков и другие принимают ламаизм.
В 1771 г. в Ургу (ныне Улан-Батор) отправлено 100 мальчиков для
знакомства с культом. С 1773 г. по царскому указу каждому роду забайкальских
бурят разрешено иметь по одному дацану. В 1809-1812 годах ламы-проповедники
успешно распространяют свое учение среди аларских бурят. В 1741
г. селенгинцы ставят первый войлочный в сорока верстах от Кяхты
на берегу реки Чикой. Первым Хамбо-ламой был главный лама цонгольского
дацана Дамбадаржа Заяев. Он был возведен в звание Хамбы в 1767 г.
по указу царя.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА В БУРЯТИИ
В древности и средние века монгольские племена жили в войлочных
юртах и их молельни располагались в юртах. Деревянные и ка¬менные
дацаны появились у бурят-монголов в XVIII в. В бурят-монгольских
летописях и хрониках, к сожалению, отсут¬ствуют сведения о распространении
буддизма в XVI в. В них имеются данные о дацанах, начиная с XVII
в. Из них мы узнаем о войлочных (юрточных) бурятских дацанах XVII
- начала XVIII в., а также о стационарных деревянных и каменных
дацанах, о целых дацанских ком¬плексах с многочисленными сумэ, дуганами
и зданиями специальных школ, построенных в XVIII-XIX вв. В одной
из летописей говорится о том, что к моменту принятия российского
подданства (60-е гг.XVII в.) бурятские роды имели своих лам, в кочевых
ставках свободно отправляли религиозные обряды в дацанах-юртах.
Как известно, в 1635 г. третий сын халхаского Тушэтэ-хана стал главой
ламаистской церкви под религиозным именем Жэбзэн-Дамба хутухты.
В его ставку - Курень (Ургу) ездили из бурятских родов паломники,
посылались туда и бурятские юноши на учебу. В конце XVII в. в связи
с ойрато-халхаскими войнами, в смутный период, во времена победоносных
походов Галдан-Бошогто-хана ("Сайн хааны самуулын, Бошогто
хааны бослогын уедэ") в Забайкалье прибы¬ла многочисленная
группа монгольских лам. В летописи "История селенгинских монгол-бурят"
отмечалось наибольшее распространение в XVII в. буддийской религии
среди селенгинских бурят-монголов. Вполне вероятно, первыми ламами
в Забайкалье были приезжие ламы. К сожалению, из-за отсутствия фактического
материала не можем дать характеристику этим ламам. По-видимому,
немалую роль в распространении в наших краях буддийской религии
(бурханай шажан) сыграла деятельность тех бурятских юношей, которые
посылались на учебу в Курень и Тибет. Например, широко известна
деятельность ламы Жамбы (Жимбы) Ахалдаева, прошедшего полный курс
обучения в Курене в 20-х гг. XVIII в. и Дамба-Даржа Заяева, который
отправился в 1734 г. в Тибет и прошел в течение семи лет курс духовного
обучения, изучая святейшие шастры, религиозные постулаты. О распространении
буддизма в XVII в. среди бурятских родов, племен свидетельствуют
отписки, сказки-донесения русских служилых людей, в частности докладные
енисейского казачьего десятника Кон¬стантина Москвитина, атамана
Петра Бекетова, атамана Ивана Поха-бова и других. Например, в донесении
Москвитина от 1647 г. говорит¬ся: "Уда-река велика и глубока,
можно по ней ходить всякими судами, а пошла она в Селенгу-реку.
Через Селенгу перевоз, а на перевозе людей много. Люди все мунгальские...
Юрты войлочные, пушены бархотом лазоревым, а в юртах подзоры-камка
на золоте. А кому они молятся, и то писано всякими разными красками
по листвому золоту человеческие, а подписи писаны по тому же золоту
против лиц на другой стороне..., а иные у них болваны серебряные
воляные в поларшина, золочены. И тех их болваны и писаные лица ставлены
по их вере в мечетех войлочных, и книги у них по их вере есть писаны
по бумаге..- Молятца они, мунгалы, перед теми своими болваны написан¬ными
лицами на коленках стоя и по книгам своим говорят своим языком,
и обеих рук упирают пальцами себя в лоб и падают перед ними в землю
и, вставая, опять говорят по книгам- А перед болванов и напи¬санных
лиц ставят чаши серебряные с горячим угольем, а на уголье кладут
лодан росной...". П. Бекетов сообщает о своем пребывании у
бурят (брацких людей) на Уде и Селенге и рассказывает об их вере:
Молятся "по своей вере" литым болванам. Литы те болваны
серебряные и позолочены, а перед болванами чаши большие серебряные
литые же и позолочены, а нали¬ты де не знать питья каково полны,
а кругом тех чаш оставлены свечи в гнездах. Те свечи скан из серы,
не знать из какой, а горят свечи тихонько день и, ночь перед теми
болванами. Скани де те свечи тоненьки, дух от тех свеч, что от ладану".
Буддийская религия среди местного населения Забайкалья распро¬странялась
раньше всего там, где она находила себе сильных покровителей в лице
бурятских тайшей. Первыми прозелитами буддийского учения стали селенгинские
тайши, сайты. Среди активных распространителей его были монгольские
племена, перекочевавшие в XVII в. в Забайкалье. Выходцы из Монголии
непременным условием принятия российского подданства выдвигали уважительное
отношение к их религии. Например, в 1689 г. пять монгольских тайшей
и табунатские тайши заключили с послом Ф. А. Головиным договор о
переходе в русское подданство. Российская сторона обязалась придерживаться
свободы вероисповедания избегать принудительного крещения новых
подданных. "Новоприбывшие дорожали этим непременным условием,
потому что в числе их уже были ширетуи (начальствующие главные ламы),
тогда как забайкальские инородцы почти поголовно еще шаманствовали-
и не радели сознательно о сохранении веры" - писал известный
деятель Эспер Ухтомский. Шаманизм, во многом определяющий культуру
народа, его психологию и образ жизни, и пронизывающий по существу
все сферы жизни, продолжал сохранять свои пози¬ции еще долгое время.
Буддизм смог одолеть шаманизм не сразу, При¬том в ходе конкурентной
борьбы буддизм вынужден был заимствовать многие шаманские традиционные
обряды, ритуалы. Какова была политика царского правительства по
отношению к буддийской религии у бурят? Некоторые историки пишут
о сохранении порядка и спокойствия в Забайкалье, оставляя почти
без внима¬ния вопросы религии. Это не совсем точно. На первых порах
колонизации Забайкалья русские вынуждены были считаться с традициями
и обычаями бурят, в том числе с их вероисповеданием. Буддизм продол¬жал
распространяться, соответственно росло число буддийского духо¬венства.
Проникали в Забайкалье монгольские и тибетские ламы. Бурятская молодежь
обучалась в религиозных центрах Монголии и Тибета. В первой половине
XVIII в. царизм предпринял попытку ограничить религиозные связи
бурят с монголами и тибетцами. Впервые ограничительные меры ввел
посол Савва Рагузинский. В 1727 г при подписании Буринского трактата
Рагузинский обнародовал инструкцию пограничным караулам, в котором
говорилось: "лам заграничных, чужих подданных, в улусы к себе
ясачным инородцам не пропускать и довольствоваться теми ламами,
которые после разграничения с Китаем остались на российской стороне...
Если же оставшихся лам на россий¬ской стороне не довольно, в таком
случае выбирать оных между собой из каждого рода по два мальчика,
благоразумных и к науке охотных, хотя и сирот, или кто похочет,
дабы верноподданным впредь в чужих ламах не было нужды". Разумеется,
эти меры не могли сразу привести к прекращению религиозных связей,
связей бурятского духовенства с Монголией и Тибетом. Об этом свидетельствуют
материалы фонда Селенгинской воеводской канцелярии Национального
архива Республики Бурятия. Здесь имеется много дел о ламах, перебежчиках,
захваченных погра¬ничными казаками. Интересно, что ламы-перебежчики
совмещали деятельность духовную с сугубо земной - с контрабандной
торговлей. В дальнейшем не раз принимались меры по ограничению этих
свя¬зей. В инструкции иркутского вице-губернатора Ланга, адресованной
селенгинской воеводской канцелярии предписывалось "всех наличных
лам привести к присяге на верноподданство России и взять с них обя¬зательство,
под угрозой смертной казни, не только не переходить границу, но
даже ни явно, ни тайно, ни под какими предлогами сношений с заграничными
людьми не иметь" 2. Известно, что в Монголии имелись многочисленные
дацаны, десятки тысяч лам. Эта страна являлась центром северного
буддизма - ламаизма, который проповедывали, кроме самих монголов,
буряты, урянхайцы и калмыки. Они очень часто ездили и в Монголию,
и в Тибет на богомолье, на большие религиозные праздники.
ПРИЗНАНИЕ БУДДИЗМА В РОССИИ
Действительно, в 1741 г. императрица Елизавета Петровна обнародовала
религиозный манифест, согласно которому Российское правительство
официально разрешило ламаистские проповеди, деятельность буддийских
монахов на территории Бурятии, а ламы приводятся к присяге и освобождаются
от всех податей и повинностей. В 1741 г. был построен Гусино-Озерский
(Хулун-Норский, Там-чинский) дацан, вошедший в историю также под
названием "Хамбын дасан", ибо он служил резиденцией высшего
бурятского буддийского духовенства, точнее являлся местопребыванием
бандида-хамба-ламы, верховного ламы всех бурят-монгольских дацанов.
В том же году был построен один из крупных дацанов - Сонгольский
дацан. Безусловно, эти события заслуживали того, чтобы их отметить
торжественно, на соответствующем уровне. А называть эти события
началом распространения буддийской религии на нашей территории неправильно.
Буддизм начал распространяться значительно раньше. В 1741 г., по
словам К.М. Герасимовой, является началом формирования церков¬ой
организации ламаизма у бурят, с этого времени дацаны стали вы¬ступать
в качестве религиозных общественных центров. До этого времени преобладали
кочевые домашние молельни в ставках князей. А.В. Тиваненко пишет:
"Раскопки археологов свидетельствуют о ранних следах буддизма.
Так, в Джиде, у границы с Монголией, в гуннском могильнике обнаружены
108 бусинок останки буддийских четок. А это III-IV вв. н. э. Недалеко
от Иволгинского дацана найден буд¬дийский алтарь V в. В Саянах в
устье реки Оки имеются буддийские наскальные изображения. В разных
местах Бурятии найдены пластины, футляры с молитвами-сутрами средних
веков". Безусловно, подобного рода данные заслуживают внимания.
Необходимо продолжить поиски новых археологических и иных материалов
древности и средневековья. Монголы принимали буддийское учение дважды:
В XIII в. при Хубилай-хане, внуке Чингис-хана и в XVI в. при тумэтском
Алтан-хане. Почему дважды? Дело в том, что бурятские территории
и в XIII и в XVI вв. являлись неотъемлемой частью монгольских государственных
объединений, бурятские роды входили в состав Ара Монгол (Северной
Монголии). Хубилай, всемонгольский верховный правитель, распространял
свою власть и на бурятские племена. Следовательно, буддизм, объявленный
им государственной религией, не мог обойти Прибайкалье, родину древних
бурятских племен. Другое дело, буддизм по ряду обстоятельств не
получил широкого распространения при Хубилае, его преемниках. Вторичное
принятие буддизма увенчалось успехом. По данным ис¬точников, тумэты
Южной Монголии, которых представлял во второй половине XVI в. монгольский
Алтан-хан, являлись наследниками племенного союза хори-туматов из
Баргуджин-Тукума. В хронике "Дэбтэр-чжамцо" говорится,
что в 1571 г. Алтан-хан "проникся светом святого учения".
В то время он являлся весьма влиятельной личностью не только в монгольском
мире, но и в тангуто-тибетском регионе Ему подчинялись многие тангуто-тибетские
племена, буддисты по вероисповеданию. Алтан-хан заключил союз с
Далай-ламой Содном-Чжамцо, который в источниках и литературе именуется
договором между патроном-милостынедателем и ламой - тибетским иерархом.
Договор этот был обнародован в 1577 г. в виде религиозного уложения-манифеста
"Арбан буяны цааз" (Закона учения Будды, обла¬дающего
десятью добродетелями)". Безусловно, "Арбан буяны цааз"
был широко использован буд¬дийскими проповедниками, сыграл важную
роль в распространении буддийской религии среди монгольских племен
Центральной Азии Халха-Монголии, Западной Монголии, Южной Монголии
и Северной Монголии, где проживали бурятские племена.
|